ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И НАУЧЕНИЕ
- ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И НАУЧЕНИЕ
- Термины, которые часто употребляется как синонимы для обозначения процесса абстрагирования качества, свойства или набора признаков, используемых для представления понятия. Однако существуют значительные разногласия в реальном употреблении этих терминов. Например, некоторое авторы употребляют формирование для обозначения фактического усвоения понятия и научение для обозначения состояния, когда кто-то учится применять уже известное или сформированное понятие. При таком положении вещей можно изучать, например, формирование понятия "круглый" у детей, наблюдая, как ребенок учится применять это понятие, по-разному реагируя на вещи, которые являются круглыми и которые таковыми не являются. Читатель, возможно, сочтет это несколько путанным (а проницательный читатель так и будет считать, поскольку смысл понятия "круглый" здесь не определяется), поэтому следует отметить, что литература по когнитивной психологии изобилует терминами, которые были введены для обозначения любого такого процесса, наиболее часто встречаются такие термины, как: усвоения понятия, развитие понятия, разработка понятия, идентификация понятия, использование понятия приобретение понятий, конструирование понятия и индукция понятия. Причины такого потока употребляемых синонимично или почти синонимично терминов в том, что поведение человека, связанное с усвоением и употреблением понятий, включаете себя несколько взаимосвязанных когнитивных процессов. А именно: (а) процесс индуктивного вывода понятия, в результате которого человек приходит к символическому представлению понятия; (б) процесс формирования основного мысленного представления о понятии; (в) процессы, которые приводят к различению понятий друг от друга, и (г) процесс выбора, когда человек определяет, какое понятие является наиболее подходящим для использования в конкретной ситуации. В этом вопросе нет договоренности относительно терминологии, и наиболее полезным решением в этой ситуации будет внимательно читать и критически размышлять о прочитанном. Рекомендуется употреблять усвоение понятия для обозначения процесса (а), разработка или идентификация понятия для (в) и использование понятия для (г). Все другие термины должны отмереть из-за редкого употребления. Не имеется никакого простого подходящего термина для обозначения процесса (б), так как никто полностью не понимает этого процесса.
Толковый словарь по психологии.
2013.
Полезное
Смотреть что такое "ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И НАУЧЕНИЕ" в других словарях:
Понятия формирование и научение — обозначение процессов образования и усвоения понятий. Нарушения упомянутых процессов постоянно встречаются при психических расстройствах и нарушениях психического развития, однако, изучены они недостаточно … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПОНЯТИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ — Буквально – идентификация, обозначение понятия. Обычно употребляется в экспериментах, в которых относительное понятие уже известно субъекту (например, крутость для взрослых) и необходимо усвоить идентичность этого понятия, определяющую его… … Толковый словарь по психологии
ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — См. понятия, формирование и научение … Толковый словарь по психологии
ПОНЯТИЯ, РАЗРАБОТКА — Термин, обычно использующийся для обозначения процесса, посредством которого человек определяет, какое из нескольких предварительно усвоенных понятий более соответствует данной ситуации. При реальном употреблении этого термина возникают некоторые … Толковый словарь по психологии
ПОНЯТИЯ, УСВОЕНИЕ — Обычно используется для обозначения процесса, посредством которого кто то узнает (усваивает) понятие, ранее ему не известное. См. обсуждение термина понятия, формирование и научение … Толковый словарь по психологии
НАУЧЕНИЕ, ПРАВИЛАМ — Этот термин обычно употребляется приблизительно тем же способом, что и усвоение понятий, с неявным различением, что правило – это формальное утверждение о структуре или паттерне, лежащих в основе понятия. В дополнение к проблемам, связанным с… … Толковый словарь по психологии
Латентное научение — формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно исследовательской деятельности образа… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ — научный метод определения понятий, включающий анализ понятия, его дефиницию и формулировку. Различаются три осн. типа формирования понятий: математический, основанный на дедукции, эмпирическо натурфилософский, пользующийся индуктивными методами и … Философская энциклопедия
Усвоение понятий и развитие (conceptual learning and development) — Понятия состоит из организованной информ. субъекта об одном или более предметах объектах, событиях, идеях, процессах или отношениях, к рая позволяет ему отличать конкретный предмет или класс предметов от др. предметов или классов предметов, а тж… … Психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера